Рада приветствовать Вас! Надеюсь, Вам будет интересно!

Коллегам



23.03.2020
Консультация для педагогов: 
« Актуальность патриотического  воспитания в детском саду»

   «У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».
                                                                                         А. Т.Твардовский
    Важность  и актуальность патриотического  воспитания в детских садах, особенно в настоящее время,  неоспорима. Вопросы нравственно-патриотического воспитания рассматриваются как приоритетные. Формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к родной земле, где родился и вырос, гордость за исторические  подвиги  нашего героического  народа.
   Фашизм, дающий знать о себе во всём мире, заставляет по - другому посмотреть на воспитание наших детей. Страшные эпизоды транслируются по телевидению в информационных передачах. Дети, к сожалению, не могут быть изолированы от общества: они всё видят и  слышат, поэтому малышам нужно как можно раньше объяснять, что хорошо, что плохо.
   Чтобы противостоять  этой страшной силе, необходима другая мощная сила –это воспитание патриотов  своей страны. Для этого с дошкольного возраста нужно объяснять детям,  что    все мы, и взрослые и дети, любим свою Родину, готовы быть на страже ее интересов, защищать её, выполнять свой долг.
  Но для начала нужно научить любить свою семью, своих близких, свой детский сад, свой посёлок, город. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
  Начинать нужно с малого: проводить экскурсии в Музей Боевой Славы, организовывать встречи с  участниками Великой Отечественной,  Чеченской и Афганской войн.
  Нет ничего лучше, если ребёнок воочию увидит героев и  услышат о том, как они защищали нас и нашу Родину, (но как правило, рассказы настоящих героев очень скупы и скромны), поэтому целесообразен показ отрывков  фильмов о войне.
   Задача педагога и родителей - донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, посёлку, краю, Родине. Огромную роль играет личный пример взрослых (педагогов и родителей), их мировоззрение, активная жизненная позиция. Это есть самые действенные факторы воспитания.
  В ДОУ используются следующие методы работы: экскурсии и целевые прогулки  в музеи, к памятникам воинам ВОВ; беседы о родном посёлке, городе, стране; наблюдения за изменениями, происходящими   в своей местности, за жизнью людей; показ иллюстраций, слайдов; встречи с местными поэтами, прославляющие Родину; разучивание стихов , песен о родной природе, людях, стране; приобщение   детей к истокам русской народной культуры (важно знать свои корни, сохранять преемственность поколений); встречи  с  защитниками Родины – жителями  нашего  посёлка.
   Организация предметно-развивающей среды - одно из важнейших условий полноценного  нравственно-патриотического воспитания  детей. Важно, чтобы окружающие предметы способствовали развитию познавательных интересов воспитанников.
   Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач, которые решаются совместно педагогами и родителями. Родители должны выступать не только в роли помощников, но и как равноправных участников  педагогического процесса, формирования детской личности.
     В методическом кабинете необходимо иметь разнообразную литературу: методическую по нравственно – патриотическому воспитанию, специальную  литературу по ознакомлению детей с народным творчеством; художественную - о  природе  родного края; наглядный материал (геральдику, иллюстрации, фотоматериал, альбомы , папки- передвижки).
  Только систематическая, целенаправленная работа  даст нужный результат- воспитание  патриотов своей страны, защитников своей Родины!



1010.2019


Консультация для воспитателей
«Социально – эмоциональное неблагополучие
у детей дошкольного возраста»

1.     Понятие «эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополучие».

2.     Основные причины эмоционального неблагополучия у детей.
3.     Популярные и непопулярные дети.
4.     Связь социализации с эмоциональным благополучием.
5.     Средства повышения популярности и положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

       Данный вопрос, обсуждаемый на нашей  консультации, является очень объемным. Поскольку затрагивает две основные сферы – эмоциональную и социальную.  И, в свою очередь, очень важным и необходимым для педагогов, работающих непосредственно с дошкольниками.
        Изучение эмоционального благополучия ребенка в ДОУ – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие – несовместимы.
Именно в детском саду расширяется сфера деятельности ребенка, растет круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Именно детский сад является для ребенка своеобразной ступенью, ведущей его в сложный противоречивый социальный мир. И насколько ребенок сможет в дальнейшем проявить себя в социуме, во многом зависит от его эмоционального самочувствия, которое активно формируется именно в дошкольном возрасте.
        Сначала давайте разберем, что такое эмоциональное благополучие – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции.
Каждому возрасту свойственны специфические особенности эмоционального проявления, и что допустимо для детей младшего возраста может оказаться неприемлемым для  старших детей.
         Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, наличие механизма эмоционального предвосхищения, является условием развития подлинной способности к продуктивному общению.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами.  Главной причиной выступает неудовлетворенность общения с взрослыми и сверстниками.
         Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями – всё это приводит к формированию у ребенка тревожно – пессимистических личностных ожиданий.
         Первыми признаками эмоционального неблагополучия являются:
- неуверенность ребенка;
- чувство незащищенности;
- иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
         Эмоциональное неблагополучие может вызываться затруднением общения с детьми. В данном случае дети проявляют два типа поведения:

1.     Неуравновешенность, легкая возбудимость.
Безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизации   деятельности детей. Конфликты со сверстниками сопровождаются   аффектами (вспышками гнева, обиды, слезы, грубость, драка).

2.     Устойчивое негативное отношение к общению.
Обида, недовольство, неприязнь долго сохраняются в памяти детей. Их реакция – обособленность, избегание общения. Эмоциональное неблагополучие в данном случае сопряжено с нежеланием посещать детский сад.

Другой причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).
Важным показателем эмоционального отклонения у старшего дошкольника может служить отсутствие эмоциональной децентрации (эмоциональные переживания связаны только с собственным Я). Ребенок при этом не способен сопереживать другим. Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального неблагополучия, чем инертность или чрезмерная возбудимость.
Другим показателем эмоционального неблагополучия на данном возрастном этапе, является отсутствие эмоций, связанных с пространственно-временным смещением. Без умения анализировать прошлое невозможно возникновение стыда, а без умения предвидеть будущее невозможно развитие эмоционального предвосхищения.
Для детей 5-7 лет характерным являются такие отклонения в эмоциональном развитии как эгоизм, грубость, безразличие к чужому горю, чрезмерная обидчивость, нерешительность, конфликтность, невозможность выражать эмоциональное состояние иначе как гневом, агрессивностью, раздражительностью. И следует отметить, что как правило, те или иные отклонения наблюдаются практически у всех детей в этом возрасте.
Но необходимо понимать, что наличие тех или иных отклонений в эмоциональном развитии ребенка не являются само по себе свидетельством об эмоциональном неблагополучии. Эмоциональное неблагополучие характеризуется совокупностью определенных показателей и в конечном итоге поведением ребенка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.
    
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависят от его отношений со сверстниками. Действительно, ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения.
Важно знать каково положение каждого ребенка в группе, чем объясняется популярность среди сверстников  и почему одни дети привлекательны для большинства, а другие – вызывают неприязнь и отталкивают.
Дети, которых избегают и отвергают сверстники являются предметом пристального  внимания. Эти дети социально неблагополучны.

Как вы думаете, чем с точки зрения детей, определяется популярность ребенка среди сверстников? Т.е. какие психологические качества обеспечивают ребенку признание и симпатию товарищей?
    
 Я не случайно спросила «с точки зрения детей». Поскольку мы чаще всего ориентируемся в основном на дисциплинированность, успешность и воспитанность детей. А для дошкольников эти качества не являются критерием привлекательности своих сверстников.

Как вы думаете, интеллектуальные способности ребенка делают его популярным?

Познавательные способности и даже умение решать социальные конфликты не делают ребенка популярным в группе сверстников.
Проводя на протяжении нескольких лет исследования взаимоотношений детей, хочу отметить, что единицы детей объясняют свои предпочтения при выборе того или иного ребенка такими словами: «Он много знает», или «Он очень умный».
Иногда и в группе мы наблюдаем такую картину: дети, обладающие развитыми интеллект. способностями зачастую играют в одиночестве, либо предпочитают другие виды деятельности, где компания не обязательна – чтение, настольные игры.
В ходе исследования, установлено, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих ровесников.
Крайние линии поведения – замкнутость с одной стороны и чрезмерная общительность с другой в равной степени отталкивают сверстников и делают такого ребенка отвергаемым.


Так что же всё-таки определяет популярность среди сверстников?

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в ЭМОЦИОНАЛЬНОМ  ОТНОШЕНИИ К СВЕРСТНИКАМ.
Во-первых, предпочитаемые дети никогда не были безразличны к деятельности сверстников.(одобряют, хвалят, поддерживают других).    Непопулярные – осуждают действия сверстников (у тебя ничего не получилось).
Во-вторых, популярные дети умеют сопереживать другим. Непопулярные – остаются безразличными к оценке сверстника или реагируют неадекватно –радуются неудачам.
В-третьих, все популярные дети отвечают на просьбы сверстников, выслушивают их предложения, бескорыстно отдают то, что нужно им самим. Непопулярные дети так не поступают.
 В-четвертых, популярные дети, даже когда их обижают, предпочитают решать проблемы мирным путем. Непопулярные – решают конфликты агрессивными действиями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не общительность и даже не организаторский талант, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, эмпатия, доброжелательность.
Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Однако, у них в отличие от непопулярных детей, это не является самоцелью. Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить, создает условия для признания и утверждения ребенка в группе сверстников.
Наша основная задача – помочь социально неблагополучным (непопулярным, отвергнутым) детям завоевать расположение сверстников, стать и в эмоциональном плане более благополучными, помочь увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а близких людей.
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.
 Исследователями установлено, что в группе детского сада, где работают воспитатели с высоким нервно-психическим напряжением, связанным с раздражительностью и беспокойством, неустойчивостью настроения, часто с неврозом страха, не инициативные, осуществляющие повышенный контроль над поведением детей, существуют менее благоприятные условия для эмоционального и социального благополучия дошкольников.
В то время как в группах воспитателей, способных к сопереживанию, общительных, спокойных, открытых к инновациям, уровень взаимоотношений высокий.

Что можно предложить воспитателям
для положительного эмоционального развития
детей дошкольного возраста?

·        Создание благоприятного эмоционального климата в группе.
·         Необходимо расширять практику оформления уголков отдыха и уголков уединения(ширмы).
·        Для выявления эмоционального состояния детей в группах можно завести «экран настроения», который наглядно позволяет педагогам видеть, есть ли проблемы у детей. «Уголки настроения», где будут помещены рисунки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния.
·        Использовать психогимнастические игры с детьми ( Чистяковой).
·        Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого «Что теперь чувствуешь? – отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием.
·        Использование арт - терапии (рисование, танец, ритмопластика) при выражении того или иного эмоционального состояния ребенка.
·        Психомышечная тренировка, нацеленная на снятие психологического эмоционального напряжения, внушение желательного настроения, на закрепление положительных эмоций.
·        Комфортная организация режимных моментов.
·        Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминуток, подвижных игр, досугов).
·        Использование игротерапии (сюжетно-ролевых игр, игр-упражнений на эмоции, коммуникативные игры, дидактические игры).
·        Использование наглядных пособий (фотографий, схем, рисунков).
·         Рассказывание сказок, историй от первого лица, где вместо главного персонажа – «Я». Воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний.
·         Знакомство с основными эмоциями, используя выше перечисленные средства (этюды, пантомимические упражнения, рисование, обыгрывание ситуаций и т.д.)

Помните, что основным фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости.
При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта.


1 комментарий:

  1. Анастасия Сергеевна целеустремленный педагог, всегда добивающийся поставленной цели, творческая личность, открытый и доброжелательный человек. Она делает развивающую деятельность ребенка интересной и увлекательной.При создании развивающей среды в группе учитывает предпочтения и интересы детей.Мы педагоги детского сада высоко оцениваем профессиональные знания и умения Анастасии Сергеевны. Во взаимодействии с педагогами вежлива и тактична, пользуется уважением и вносит положительный эмоциональный настрой в коллектив. Действует самостоятельно, имеет своё мнение, умеет быстро принимать решения в сложных обстоятельствах.
    На первое место в своей работе Анастасия Сергеевна ставит сохранение и укрепление здоровья детей.Свою работу с детьми проводит в игровой форме, используя интеграцию образовательных областей программы в соответствии с ФГОС. Благоприятный микроклимат в группе способствует продуктивному и творческому процессу деятельности. Общение Анастасии Сергеевны с детьми в форме сотрудничества — спокойное, эмоциональное, поддерживающее познавательный интерес к деятельности. Речь её доступна и понятна детям, речевая культура развита на высоком уровне.Анастасия Сергеевна тесно сотрудничает с родителями воспитанников. Родители отзываются на просьбы воспитателя, вместе обсуждают проблемы воспитания детей. Дети охотно идут в детский сад, рассказывают дома, что они делали вместе в детском саду с воспитателем. Спасибо Вам за ваш профессионализм и помощь другим коллегам как нужно правильно подходить к нашей работе с детьми. С Уважением Наталья Андреевна.

    ОтветитьУдалить